пятница, 10 августа 2012 г.

Революции, путчи, дворцовые перевороты и демократические выборы.


     В последнее время очень много говорят о всяких оранжевых, розовых, голубых и тому подобных революциях происходящих на пост советском пространстве, что, в конце концов, решил разобраться,  что к чему.
     Первое, что приходит в голову, исходя из названий, складывается весьма обоснованное мнение, что речь идет о смене у власти одних педерастов другими. Но о педерастах поговорим позже.
Вначале попробуем разобраться, что же все-таки «революция».
     Википедия говорит, что Революция – это коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности. Классики изучения революций - Тед Сколпол и Джек Голдстоун подчеркивают трансформирующий характер революций. Т. Сколпол определяет революцию как быструю трансформацию государственной и классовой структур, сопровождаемую и частично проводимую с помощью классового восстания снизу. Джек Голдстоун как трансформацию политических институции оправдания власти в обществе и сопровождаемую формальной или неформальной массовой мобилизацией и неконституционными действиями, подрывающими существующую власть.
     Характерным для революции является определенный всплеск агрессивности, направленный на внутреннего оппонента, а не внешнего противника. Сергей Переслегин говорит, что революция «тоже война, только направленная на более близкого противника». Однако применение насилия не может служить определяющим признаком революции. Если конечно говорить о всем, что в последнее время принято называть «революцией».
     Джон Гейтс соглашается с мнением многих исследователей, по поводу отсутствия обшей теории революции, начиная с проблемы определения самого понятия «революция». Жак Эллюль при этом отмечает, что «мы должны принять в качестве революции то, что люди в определенный период воспринимают как революцию и таким образом называют ее сами». Бессмысленно говорить, что революция 1830 года не была революцией, если те, кто делали ее, верили, что это было именно так. С другой стороны достаточно много революций таковыми не называются. Думаю решение назвать смену власти «революцией» или «демократичными выборами» в зависимости от сложившихся обстоятельств принимает тот, кто в результате пришел к власти.
     Понятие «революция» можно условно разделить на путчи и дворцовые перевороты. Эдвард Луттвак считает путч гораздо более демократичным, чем дворцовый переворот. Разницу он видит в том, кто может совершить тот или иной тип изменений. Дворцовый переворот совершается только «своими», в то же время путч допускает «чужих», то есть тех, кто находится вне правящей элиты, но в то же время в самой стране. Прямую внешнюю агрессию мы пока не рассматриваем, америкосы пока заняты на ближнем востоке и до нас еще не добрались.
     Если классифицировать революции по типу смены элиты и по типу смены социального строя, можно определить три вида революций: традиционные, бархатные и цветные революции. Их можно даже оформить в таблицу:


Тип революции         Динамика элит                              Динамика социального строя
Традиционная          Новая элита                                  Новый социальный строй
Бархатная             «Уничтожение» первых лиц              Новый социальный строй
Цветная                  Круговорот элиты                           Старый социальный строй

Если применить эту классификацию к истории Российской империи, начала ХХ века, то революций в России было огромное количество. На пальцах насчитал восемь. При этом, скорее всего, что-то упустил и не учел все революции в бывших советских республиках. Но это все материалы для следующей статьи. Постараюсь долго не задерживать.

Комментариев нет: