четверг, 28 марта 2013 г.

Спасибо депутатам из серии «дела давно минувших дней»


            Вот смотрю я на «работу» нашей Верховной Рады, Кабмина, Минфина и прочих «верх», «мин», «ком» одним словом чиновничьих клоак и вспоминаю дела давно минувших дней. Вспоминаю СССР, Горбачева  и начало кооперативного движения.
Я тогда работал в одном из первых кооперативов в Киеве. Их тогда всех по пальцам можно было пересчитать. Наш кооператив занимался ремонтом квартир. Точнее исключительно «художественной клейкой обоев». Было тогда модно не просто обои на стену наклеить и потолок побелить. Особым шиком считалось витиевато их наклеить, с так называемыми «зеркалами». А если еще и потолок заклеить обоями – ты вообще считался таким модным, что к тебе в квартиру, как на экскурсию ходили. Стоило это не дешево, но оно того стоило. Некоторые тогда поклеенные комнаты до сих пор более-менее прилично смотрятся. Старомодно, несколько претенциозно, некоторые скажут «по жлобски», но суть не в этом. Тогда это было модно и пользовалось спросом.
 В нашем кооперативе работало около трех десятков человек. Были и опытные мастера, и подсобные рабочие. Был председатель кооператива и его зам по снабжению. И даже свой бухгалтер был. Кстати и председатель, и его заместитель тоже клеили обои. Зарабатывали по-разному, в зависимости от выполненной работы и квалификации, но зарабатывали много, даже подсобники.
О заработках в кооперативах тогда ходили легенды. Помните, в Москве один председатель кооператива заплатил 90 000 рублей комсомольских взносов. Мы конечно так не зарабатывали. Но подсобник у нас зарабатывал до 1000 рублей в месяц, мастер мог заработать и больше 10 000 рублей за месяц. Председатель и его заместитель (оба еще и снабжением занимались) с учетом клейки обоев и премий за снабжение могли в хорошие месяцы заработать и по 20 000 рублей. И все это в те времена, когда прожить можно было и на 80 рублей в месяц, зарплата в 200 рублей считалась весьма неплохой, а о 300 рублях мало кто мог и мечтать.
Хочу отдельно вспомнить нашего самого низкооплачиваемого сотрудника – бухгалтера. По началу кооператив вообще обходился без него. Председатель с замом сами справлялись. Потом просто решили помочь знакомому студенту экономического (даже не бухгалтерского) факультета и взяли его на работу с окладом в 250 рублей в месяц. Свои 250 рублей студент-бухгалтер отрабатывал ровно за два дня. Больше ему времени не требовалось. И программы «1-С» у него не было, и компьютера, и вообще обходился он одним калькулятором. За один день он проверял все чеки на закупку материалов, приходные ордера, сверял наличность в кассе (в сейфе) и состояние счета в банке, иногда проверял склад. После этого составлял месячный отчет, давал на подпись председателю платежные поручения на уплату налогов и уходил домой. Утром, он заходил в банк, платил налоги, снимал деньги на выплату заработной платы, и привозил деньги в кооператив. По дороге из банка в кооператив «забегал» в райфинотдел и сдавал отчет за прошедший месяц.
Сейчас это кажется странным, но в те времена ни налоговой инспекции, ни налоговой администрации и тем более министерства поборов не существовало. Существовал только райфинотдел. В райфинотделе работало около десятка сотрудников, которые принимали отчеты о финансовой деятельности всех предприятий района. С момента появления кооперативов двум сотрудникам райфинотдела поручили принимать отчеты и у кооператоров. Кстати этим двум счастливцам еще и премии доплачивали. В общем, сотрудники райфинотдела нас искренне любили. Кроме отчетов им еще вменялось в обязанность периодически осуществлять проверки финансовой деятельности вверенных им кооперативов. Периодичность проверок никем не устанавливалась. Наш кооператив проверяли несколько раз в году. И ничего страшного в этом не было. Один раз даже пересортицу на складе выявили. Инспектор нас «пожурил» и несколько часов помогал исправлять складские документы, чтоб у нас не было нарушений и чтоб нас не пришлось штрафовать. После этого с большими препираниями, но все-таки взял бутылку коньяка и согласился, чтоб его на машине отвезли домой, поскольку было уже поздно.
О самом отчете, который кооператив сдавал ежемесячно стоит вспомнить отдельно. В первую графу отчета вносилась вся выручка за месяц работы. Во вторую вносились месячные расходы (стоимость израсходованных материалов, заработная плата, арендная плата, коммунальные платежи, командировочные). Затем из первой вычиталась вторая, и получался «доход». Далее сумма дохода умножалась на 0,0075 и получалась сумма налога, которую надо было заплатить государству. Я с цифрами не ошибся, наш кооператив был производственным и платил 0,75% (ноль целых и семьдесят пять сотых процента) подоходного налога.
Вот такие вот тогда были налоги. Представляете: семьдесят пять сотых процента, и никакого НДС! И никакого взноса в пенсионный фонд! Правда, был еще «налог на заработную плату», а для мужчин – «налог на бездетность» (только для тех мужчин, у кого не было детей). Эти налоги были уже побольше. Подоходный налог составлял 11%, а за бездетность – еще 7%. Но это были уже не налоги на кооператив, а налоги на работников кооператива. Да и при таком уровне заработных плат никто по поводу этих налогов не возмущался. И никакими финансовыми махинациями, никакими «схемами ухода от налогов» никто не пользовался. Не было никакого смысла этим заниматься. Просто работали и зарабатывали деньги.
Хотя, справедливости ради, теперь уже можно признаться, что финансовые махинации мы иногда проделывали. Но какие? Расскажу – точно не поверите. Но это было. Обои тогда были дефицитом, а белорусские (которые изготавливались на импортном оборудовании) были огромным дефицитом и стоили на черном рынке не меньше импортных. И вот закупили, скажем, в Белоруссии фуру с обоями. Закупил председатель и его зам за свои личные деньги (не деньги кооператива). Пригнали фуру в Киев и оптом продали все обои перекупщикам спекулянтам. Заработок – тысяч двадцать. Двадцать тысяч рублей неучтенных наличных денег. Все расслабьтесь и наслаждайтесь жизнью. Но нет же. Председатель сажает за пишущую машинку девочку, которая печатает «левые» договора на ремонт квартир. Договора, которые никто никогда не выполнял, с адресами по которым обои никто и никогда не клеил. Далее под эти договора оформляются приходные кассовые ордера. Выручка сдается в банк. С учетом этих денег платится налог кооператива, а остаток денег выплачивается председателю и его заму в виде заработной платы. Опять же с сумм заработной платы взимается налог. В результате из сданных в банк двадцати тысяч, на руки возвращается меньше восемнадцати. Две с лишним тысячи подарено государству. Подарено из неучтенных наличных денег. Зачем?! А просто для того, чтоб ни у кого не возникало вопросов: почему председатель ездит на новенькой волге, а заместитель на новенькой «девятке»? Хотя в целом все правильно налог уплачен с дохода. Не с дохода полученного от ремонта квартир, а с дохода от перепродажи обоев. Но ведь можно было и не платить. Деньги то уже были в кармане. Но нет заплатили.
Представляете, как в те далекие времена все было неорганизованно. Отчетность была примитивная. Кооператоров практически не проверяли. А если и проверяли, то за нарушения не штрафовали, а помогали их исправить. Позволяли просто работать и зарабатывать огромные деньги. И налоги были мизерные. Что с того, что кооператив численностью в 30 человек платил налогов, которых хватало на выплату пенсии 100 пенсионерам. А как же чиновники? Как же их лимузины, апартаменты на Печерске, особняки в пригороде, дети в Оксфорде? А тогда их просто не было. Конечно, были, но не в таком количестве.
В общем, все было неправильно. И спасибо нашим депутатам, что наконец-то все исправили. За чиновников, за налоги, за коррупцию. Что бы мы без вас делали. Продолжайте, дорогие вы наши. Мало еще налогов нам придумали. Пока еще на хлеб хватает, уже не всем, но еще хватает. Давайте еще поднажмите, а мы уж не подведем, постараемся сдохнуть поскорее.

Комментариев нет: